Перейти к содержимому

Форс-мажор в госзакупках: примеры из практики за 2021 ‒ 2023 годы

    Простят ли нарушение, если оно произошло из-за приостановки госорганом использования товара, роста цен из-за санкций? Помогут ли ссылки на проблемы с контрагентами, транспортные коллапсы и плохую погоду? Ответы на вопросы в обзоре.

    Эксплуатацию и оборот товара запретил контрольный орган
    Заказчик потребовал возмещения убытков от поставщика, нарушившего сроки поставки по госконтракту.

    АС Волго-Вятского округа иск не поддержал: задержка поставки произошла по независящим от поставщика обстоятельствам – Росздравнадзор временно запретил эксплуатацию закупаемого товара.

    К тому же выводу приходили 7-й ААС и 1-й ААС.

    Международные санкции вызвали неконтролируемый рост цен
    Непрогнозируемый рост цен, возникший из-за геополитической ситуации и санкций, могут признать форс-мажором. Так, суды освобождали от ответственности поставщиков, которые:
    — отказались от подписания контракта из-за его заведомой невыгодности – 9-й ААС и 17-й ААС;
    — нарушили сроки поставки товара – 17-й ААС.

    Однако в практике есть и другой подход. АС Курганской области не поддержал поставщика: повышение среднестатистических цен на продукцию, финансовый кризис и неблагоприятная экономическая ситуация не форс-мажор, а естественный предпринимательский риск.

    В каких случаях довод о форс-мажоре могут не принять
    Суды не принимают аргументы, которые относят к предпринимательскому риску. Так, не признали обоснованными ссылки:
    — на сложности в работе с контрагентами – 6-й ААС
    — и 9-й ААС;
    — транспортный коллапс – 5-й ААС;
    — неблагоприятную погоду – 6-й ААС.

    От ответственности могут не освободить и в том случае, если поставщик несвоевременно уведомил или вовсе не уведомил заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы.